Имя:  Пароль: 

Главная     Блоги     Вход  

Огита Ансэй. Рассказы ночной стражи. О тэнгу и гибели монаха[25.04.2010 11:10]

Тэнгу - лесной или горный дух; фантастическое существо с крыльями и птичьим клювом, представляется в облике мужчины огромного роста. Некий аналог европейского гоблина или лешего. В древней японской хронике "Нихонги" есть упоминание о том, как во времена императора Киммэй (29 император от мифического Дзимму) по небу с оглушительным шумом пронеслась "звезда". Ее назвали "амацу кицунэ" - "небесная лисица (собака)". Именно этими иероглифами и записывается слово "тэнгу". Даже в позднем средневековье (1603-1868) многие ученые люди продолжали верить, что тэнгу - летающий по небу недобрый дух. Тэнгу любит чистоту, не терпит близости людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом, или изображая треск срубленных деревьев. По народным поверьям, после смерти злой или гордый человек может превратиться в тэнгу. Тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях.

Горы Курама  - район к северу от Киото, легендарное место обитания тэнгу.

...руки, соединявшиеся некогда в "молитвенной печати"... - имеется ввиду магический "охранный" знак. Сплетенные пальцы имитировали жест будд.

Дхарани (санскр.) - магическая формула, заклинание, позволяющее вызывать и поддерживать определенное состояние сознания адепта.

________________________________________________________

Вам, конечно, ведомо, что за существа эти тэнгу? — начал рассказчик. — Много, бед воспоследовало от них монахам. Даже и во времена нынешние те, кто предается чрезмерной горды­не и высокомерию, могут уподобиться тэнгу, только что без клюва и крыльев. Горе тому, кто возомнит, что пре­взошел все науки и искусства, — не миновать ему гор Курама. Стоит хоть раз сойти с пути праведного, осту­питься, и ты уже добыча тех, кого называют супостатами Будды, из племени бесов и оборотней.

За этим вступлением последовал сам рассказ.

Некогда в столичном квартале Дайго, сойдясь вмес­те, монахи предавались досужим забавам. Один из них вышел и все никак не возвращался. Его товарищи, запо­дозрив неладное, послали за ним в храм, но там его не оказалось. Тщетно разыскивали его и в Фусими, и в Курусано, и в Удзи, и на переправе Сэта, и в квартале Дайго. Все очень горевали по пропавшему.

Через три дня служка одного из храмов отправился в лес за хворостом. Он увидел, что над одной из отдален­ных гор развевается что-то белое. Воротясь в храм, он по­ведал об этом тамошним монахам. Те встревожились и решили разузнать, в чем там дело. Цепляясь за выступы скал и стебли трав, они поднялись на эту крутую гору. На самой ее вершине, на высоком дереве висело белое мо­нашеское одеяние. Внизу лежали расчлененные останки монаха. Правая и левая руки, соединявшиеся некогда в «молитвенной печати», были отделены от туловища, гу­бы, твердившие санскритские заклинания «дхарани», утратили всякий цвет. Зрелище было надрывающе-печальное. Вероятнее всего, это были козни тэнгу. Если ты на­рушишь какую-либо заповедь и лишишься благодатного заступничества, повергающего ниц духов земли, тебе уг­рожает постыдная и жалкая участь.


Метки: тэнгу
Комментарии (0)

Новый комментарий

Заголовок:

Текст:

Защитный код (введите символы с картинки):